Перекопировал рецензию на ДСС с Дрима. Просто так, для коллекции.
Последние несколько лет среди искушенных читателей жанра фэнтези ведутся активные дискуссии на тему вампирской тематики. Должен ли автор преподносить нам канон, заданный мифологией и Брэмом Стокером, или же он имеет право выразить собственное видение этих существ, не похожее на давнишний стереотипный образ? Споры настолько яростны, что далеко не каждый берется за работы в подобном духе, однако, находятся и смельчаки, готовые бросить вызов устоявшимся нормам (и своей фантазии) и попытаться создать нечто новое в данной области. Одним из таких авторов и является Найрэ.
Вампирами не становятся, ими рождаются – пожалуй, по этой детали можно судить о том, насколько похожи они на людей. Создания Найрэ не боятся дневного света, пьют алкоголь и занимаются сексом. Святая вода и крест для них – ничто, хотя серебро еще имеет свою власть над ними. Они – плод многолетнего (или правильнее сказать – многовекового?) вырождения всего вампирского рода, и каждое новое их поколение все более похоже на людей.
Главный герой романа, Кайт, по меркам других вампиров - еще подросток, его не воспринимают всерьез и считают мальчишкой. Он и ведет себя как мальчишка, как бунтующий юноша – его мысли пропитаны ядом и разочарованием в окружающем мире, любое его действие несет в себе вызов. Временами он пафосен, временами озлоблен - этакий Чайльд-Гарольд современности, обернутый в фэнтези оболочку. Кайт презирает людей и вампиров, он видит, как некогда великие существа превращаются в жалких и бессильных людей. Да и он сам – недовампир, циничный и хладнокровный убийца, не гнушается наркотой и алкоголем, он давно уже потерял счет своим любовникам. Чаще всего Кайта можно застать за участием в какой-нибудь пьянке, или наркотическом дурмане, и в такие моменты его совсем не мучают переживания о запятнанной репутации своего рода.
читать дальшеКак и любой бунтующий подросток, Кайт пишет песни и стихи, это его давнее и любимое занятие. В этом – один из самых ярых контрастов романа, сочетание в герое лиричности и цинизма, неземной красоты и жестокости. На самом деле, такого рода контрастами пронизан весь роман – грязь и мерзость мира соседствуют со странным ощущением печали и какой-то тоскливой безысходности, и в этом контрасте «живут» почти все персонажи. Атис – наблюдательный вампир-«хиппи», который не пьет кровь и называет Кайта «няшкой», - в то же время жестокий маньяк, расчленяющий проституток в подворотнях. Алиса, символ чистоты для Кайта, ослепляющий его свет – «странная девочка», которая в компании друзей пробует наркотики и шляется по кладбищам.Для романа Алиса – особый герой. Не считая того, что непрописанный образ толком и не раскрывается в произведении и вообще не особо глубок, она играет любопытную роль в самом сюжете. Точнее говоря, она связывает разрозненные куски из биографии Кайта воедино, делая это непосредственно романом. Нельзя сказать, конечно, что места в работе, связанные с ней – это «луч света» и «глоток воздуха», но они придают «Детям страшных снов» таинственность и даже интригу. Читателю хочется узнать, что же произойдет, какую роль сыграет эта девочка и зачем она вообще нужна, что за даром она обладает. Но – увы – роман почти не дает необходимых ответов. Линия Алисы так и остается линией Алисы, довольно краткой и оживленной только странными видениями, разделенными с Кайтом, и парой встреч с ним. Наверное, можно сказать, что Найрэ таким образом проводит параллель – разочарованные человек и вампир, и каждый по-своему ищет ответы на свои вопросы. Наверно, это можно подогнать под завершение и идею романа – каждый получает по заслугам, только кровь на руках, в отличие от всего остального, не смывается. Я могу только строить догадки о таких вещах – потому что для меня связь концовки со всем романом осталась неясной, хотя и чувствуется в ней что-то символичное.
Наверно, в этом и есть самая большая проблема и недостаток романа – в отсутствии закругления некоторых моментов, интересного и внятного объяснения сюжетных поворотов, интриги, которая захватывала бы и не давала оторваться от прочтения. Возможно, роман именно таким и задумывался, но мне этого не хватило. По сравнению с этим отходит на второй план и невнимательность автора, и его откровенная лень перечитывать (отсюда – безграмотность романа), и штампованность ключевых моментов (разговоры о любви – пафосны, описания схваток – неизменно кровавы, и при этом – ни одного психологически достоверного момента, заставляющего проникнуться). Действия Кайта и других героев частенько остаются за пределами логики и понимания, и прыгающая точка зрения на этом фоне теряется, но вообще - присутствует.
И все же ужасные недостатки формы, нехватка мастерства выражения уравновешиваются великолепной атмосферой унылого московского быта, деталями из жизни и характера главного героя, разбросанных по всему роману, откровенностью реализма (или попытки его здесь) и немного извращенным, немного преломленным, но интересным взглядом на мир. Двойственное впечатление – так вернее будет описать мои ощущения после прочтения. Контраст не оставляет меня даже сейчас, поэтому я не стану выносить какой-то определенной оценки данной работе, а просто посоветую прочесть роман и сделать свои собственные выводы.